ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ
Вертолеты, как известно, представляют собой летательные аппараты тяжелее воздуха, подъемная сила у которых создается одним винтом или несколькими вращающимися несущими винтами.
В течение последнего десятилетия вертолеты получили всеобщее признание и находят все более широкое применение в мирных и военных целях. Причиной этого являются замечательные летные свойства, которыми обладают вертолеты, и в первую очередь их способность висеть неподвижно в воздухе, а также взлетать и садиться вертикально — без разбега и пробега по земле.
Большие успехи, достигнутые в нашей стране в области развития вертолетной авиации, явились результатом длительной и упорной работы советских ученых, работников авиационной промышленности и эксплуатационников — летчиков, инженеров, техников и механиков. Без <мх тесного содружества был бы немыслим тот высокий уровень верто — летостроения, который достигнут в Советском Союзе.
Поэтому имена советских летчиков Г. А. Тинякова, С. Г. Бровцева, Ф. Ф. Прокопенко, П. П. Проничкина, П. И. Шишова, А. Ф. Бабенко и инженеров А. М. Загордан, С. С. Гайдаенко, В. И. Кухаренко, которые первыми осваивали эксплуатацию и техническое обслуживание вертолетов, должны войти в историю развития советской вертолетной авиации вместе с именами известных сейчас всему миру конструкторов советских вертолетов — М. Л. Миля, Н. И. Камова, А. С. Яковлева, И. П. Братухина и др.
За последнее время в нашей технической литературе появились книги, знакомящие читателя с историей развития вертолетов, теорией их полета, аэродинамикой, конструкцией и управлением в полете. Одцако до сих пор
мало освешенной остается область технической эксплуатации этих летательных аппаратов. В данной работе авторы поставили своей целью обобщить имеющийся опыт эксплуатации и технического обслуживания вертолетов в нашей стране и показать его характерные особенности.
Однако прежде чем приступить к решению этой задачи, необходимо остановиться на рассмотрении конструктивных схем вертолетов, находящихся в эксплуатации.